Бежецк — история города

bezeckГород Бежецк Тверская область, районный центр и железнодорожная станция. От Твери 130 км.

Бежецк — один из старейших городов Тверской области. Впервые о нем упоминается в 1137 г. в уставной грамоте новгородского князя Святослава.

Первоначально поселение именовалось Бежичи. Название поселения произошло от его жителей — беженцев из Новгорода, ильменских славян. Об этом говорят многочисленные памятники древней культуры и быта, найденные при археологических раскопках.

В XIII веке Бежецкий край подвергся опустошительным набегам татарских орд. Предание гласит, что в селе Алабузине зимой 1238 г. находился лагерь хана Батыя. Подвергся край и набегам литовских завоевателей. Летопись так рассказывает об этом: «Воеваша Литва около Торжку и Бежици, и гнались за ними новоторжцы с князем Ярославом Владимировичем, и бились с ними».

Но не только полчища иноземных поработителей разоряли местный край. Наносили ему урон и междоусобные войны князей тверских, новгородских и московских. Так, в 1272 г. в результате набега тверского князя Святослава Ярославича Бежичи были разгромлены и превращены в груду развалин.

В XIV веке центром края становится другое поселение— крепость Городецко, расположенная на высоких обрывистых берегах Мологи и Похвалы, названной потом ручьем Бадовым. Защищенная с севера глубокими оврагами, а с востока — непроходимым болотистым лесом, крепость была более безопасна для пребывания наместника Новгорода.

Новгородские князья во что бы то ни стало хотели сохранить свою власть над бежецкими землями. Их влекли сюда удобные для выращивания льна суглинистые почвы, множество рек и озер, богатых рыбой, густые леса, в которых водилось много зверя. Через бежецкие земли проходили важные торговые пути из Новгорода в Персию, Турцию, Болгарию.

В 1332 г. московский князь Иван Калита захватил бежецкие земли, однако Великий Новгород выкупил их. В 1397 г. Бежецкий край окончательно перешел во владение московских князей. Они не вели обширной торговли, как новгородцы, и значение края — главного поставщика рыбы, пушнины и других товаров — резко упало. Его земли в этот период принадлежали князьям и боярам, а позже монастырям.

Городецко мало чем отличался от обыкновенного села. Все строения были деревянные. Только в 1680 г. появилось первое каменное здание — колокольня Введенского монастыря. Она сохранилась до наших дней и находится на государственном учете как памятник древней русской шатровой архитектуры.

В 1766 г. Городецко был переименован в Бежецк. В «Топографических известиях Академии наук за 1772 г.» о тогдашнем городе говорится, что он «построен на одной правой стороне Мологи. Огражден был прежде деревянной стеной, с двух сторон рвами, с третьей стороны глубоким ручьем, а с четвертой берегом реки Мологи. Меры в окружности содержал 460 сажен, но ныне стены погнили и рвы заплыли. Внутри города приходов и церквей две, деревянных две же».

В 1777 г. в Бежецке появляются первые училища: духовное —для детей духовенства и начальное — для детей купцов и богатых мещан. В городе было семь питейных домов, 152 лавки, ветряная мельница; два воскобойных, солодовый и четыре кирпичных завода составляли его промышленность.

Во второй половине XVIII века возникла новая часть города — Инвалидная сторона. Тяжкая, продолжавшаяся четверть века военная служба превращала многих рекрутов в инвалидов. Отслужившие службу солдаты-инвалиды находили пристанище в монастырях. Указом Екатерины II монастыри были освобождены от обязанности содержать инвалидов, и для их поселения стали отводить земельные участки у небольших городков. 200 инвалидов были приписаны к Бежецку. Жили они в казармах. В слободе было свое управление из офицеров-инвалидов, свой штаб. С тех пор за этой частью города и закрепилось название Штаб.

В 1876 г. через город прошла железная дорога. Она оживила торговлю, подняла экономику. Из Бежецка в Петербург, в города Поволжья и за границу по железной дороге стали отправлять сельскохозяйственную продукцию, и прежде всего знаменитый бежецкий лен. В городе появились представители торговых фирм Франции, Англии, Германии. Бежецк превращается в центр торговли для ряда соседних уездов.

Мелкие предприятия по переработке сельскохозяйственного сырья, несколько кирпичных и винный заводы — вот вся промышленность, какая имелась в городе в начале XX века. Четверть населения уезда занималась местным и отхожим промыслом, чтобы как-то свести концы с концами и прокормиться.

Весть о победе социалистической революции пришла в Бежецк 27 октября 1917 г. Однако земская управа, находившаяся в руках меньшевиков и эсеров, упорно сопротивлялась установлению Советской власти в городе и уезде. Окончательный переход власти в руки Советов произошел только 15 декабря 1917 г. Было организовано бюро партии большевиков во главе с административным комиссаром Петром Филипповичем Скворцовым. В бюро вошли Б. П. Мачульский- Кисель, П. Ф. Федоров, Н. С. Гусаров, Д. И. Логинов и другие активные участники установления Советской власти. По поручению бюро П. Ф. Скворцов организовал отряд Красной гвардии.

IV чрезвычайный уездный съезд Советов, открывшийся 20 января 1918 г., принял решение покончить с подрывной работой земской управы. На земский съезд была послана делегация во главе со Скворцовым. Выступление Скворцова было прервано оскорбительными криками, раздались выстрелы. Скворцов был злодейски убит, а контрреволюционеры, страшась справедливой кары, трусливо разбежались. Коммунистам города пришлось вести жестокую борьбу против анархистов, кулаков и дезертиров.

В июле 1918 г. был избран новый состав уездного исполкома, в который вошли М. С. Чудов, Д. И. Логинов, В. А. Алексеев и другие. 5 января 1919 г. в Бежецке вышел первый номер газеты, которая называлась «Революционный стяг».
В честь борцов за счастье народное, погибших в годы революции, на площади 1 Мая воздвигнут обелиск.

За годы Советской власти Бежецк превратился в город с развитой промышленностью и сельским хозяйством. На базе небольших оружейных мастерских был создан механический завод, изготовлявший авторемонтное оборудование и товары народного потребления. В 1927 г. на Всесоюзной выставке завод был удостоен золотой медали за выпуск высококачественных инструментов. В 1929—1930 гг. механический завод выполнял почетный заказ на изготовление запасных частей для тракторов, выпускавшихся Путиловским заводом. В те годы на заболоченных местах поднялись новые корпуса. С 1933 г., после реконструкции, завод стал выпускать автогаражное оборудование и приборы, получив новое название — «Гаро».

В 1945 г. на пустыре, называвшемся Шеломень, выросли корпуса «Бежецксельмаша». Это единственное в нашей стране предприятие, выпускающее льнокомбайны, льнотеребилки и другие машины, необходимые для комплексной механизации льноводства. Оснащенный высокопроизводительным оборудованием, завод является самым крупным в городе. Машины, изготовленные в Бежецке, работают не только на полях нашей страны, но и в Чехословакии, Польше, Болгарии, других странах.

В 1963 г: на международной Лейпцигской ярмарке льнокомбайн ЛК-4М был отмечен золотой медалью и дипломом I степени. В 1966 г. на Международной выставке современных машин в Москве продукция завода была удостоена четырех золотых медалей за высокий научно-технический уровень, оригинальность решения и экономичность в изготовлении и эксплуатации. Льнотеребилке, выпускаемой бежецким заводом, присужден государственный Знак качества.

Возле предприятия вырос целый город со светлыми многоэтажными домами, школами, профилакториями, больницей, Дворцом культуры, магазинами.

В Бежецке построены швейная фабрика, мясокомбинат, комбинат железобетонных конструкций, опытно-экспериментальный и ремонтно-механический заводы. Продукция опытно-экспериментального завода в немалой степени способствует механизации производственных процессов на таких гигантах отечественного сельскохозяйственного машиностроения, как Челябинский, Волгоградский, Минский и Липецкий тракторные заводы.

  • andreapol
  • beliy
  • bezeck
  • bologoe
  • kalyazin
  • kashin
  • Kimry
  • konakovo
  • krasniy-holm
  • kuvshinovo
  • lihoslavl
  • nelidovo
  • ostashkov
  • rzev
  • starica
  • toropets
  • visniy-volochek
  • tver