Декоративно-прикладное искусство, зал 28

Древнейшее из искусств — декоративно-прикладное — сложный и многоплановый вид искусства, использующий самые различные техники и материалы. Наиболее широко в галерее представлены изделия художественного фарфора и фаянса.

В первом разделе показан фарфор стран Востока: Китая — родины фарфора и Японии XVIII— XIX вв. В основном это типичные образцы изделий, ввозимых в Европу с Востока. В формах некоторых китайских вещей очевидно влияние искусства других стран, что было обусловлено целями экспорта. Изящество, высокое мастерство исполнения, сложный растительный декор с символическими стилизованными изображениями характеризуют изделия Китая. Интересны два блюда, декорированные в технике перегородчатой эмали. Японский фарфор (две чашки) отличает лаконичная, точно найденная роспись.

Фарфор и фаянс разных русских заводов в экспозиции не дают целостной картины развития данной отрасли художественной промышленности в России. Но образцы посуды и мелкой пластики свидетельствуют о своеобразии и самобытности этого вида русской керамики. Императорский фарфоровый завод (по времени создания — первый в России и третий в Европе) показан изделиями конца XVIII—XIX вв. Интересны вазы в классическом стиле с видами Петербурга завода Батенина (основан в Петербурге в 1812 г.). Вазы фабрики Сафронова (основана в дер. Короткой Богородского уезда Московской губернии в 1822 г. А. Т. Сафроновым) — с использованием в декоре дорогих кобальта и золота, с сюжетными заставками в медальонах — отличает ярко выраженная народная струя в исполнении росписи.

Экспонируются художественные изделия самого крупного из частных предприятий — завода Гарднера (основан в 1766 г. в сельце Вербилки Дмитровского уезда Московской губернии Ф. Я. Гарднером). Фарфор завода имел широкий спрос и. был популярен в России. Лавки по его продаже имелись в Москве и Твери. На заводе была создана своеобразная, чисто русская фарфоровая скульптура. В собрании галереи гарднеровская скульптура представлена произведениями 1870—1880-х годов из раскрашенного бисквита. В основном это сценки народной жизни, правдивые изображения подгулявших мужичков и их горемычных семейств. Правда, моделировка произведений несколько жесткая, дробная.

В середине XIX в. фарфор очень высокого художественного уровня выпускала фабрика Попова (основана в 1804 г. в с. Горбунове Дмитровского уезда Московской губернии К. Я. Мелли). В экспозиции представлены две тарелки 1840-х годов, в которых на цветных фонах с большим чувством меры и декоративного мастерства написаны красочные цветы и фрукты. Подражавшая формам рококо, подобная посуда была замечательным явлением не только русского, но и общеевропейского фарфора. Представляет интерес исполненная на фабрике статуэтка «Мальчик с кошкой», отличающаяся образностью и реалистичностью.

В экспозиции — фарфор фабрики братьев Корниловых (основана в 1835 г. в Петербурге). На фабрике изготавливался фарфор высокого качества, в основном сервизы и подарочные чашки. Один из его образцов — чашка, принадлежавшая генерал-фельдмаршалу И. В. Гурко. Безупречный по техническому исполнению нарядный чайный сервиз много теряет в своей выразительности из-за вычурной формы.

Русский фаянс показан изделиями фабрики Кузнецова. (В 1870 г. М. С. Кузнецов купил завод Ауэрбаха, открытый в Корчевском уезде Тверской губернии в 1809 г.) Широко представлена фаянсовая пластика, исполненная в народном стиле. Наиболее интересны изображения крестьян, мастеровых. Как правило, статуэтки служили и утилитарным целям, совмещались со шкатулками, игольницами и другими вещами.

Из керамики дореволюционного периода выдающимся произведением по единству формы и цвета, образности является майоликовая скульптура «Голова львицы» М. А. Врубеля (1856—1910).

Великий Октябрь ознаменовал собой подлинный расцвет художественной промышленности. В рожденном революцией знаменитом агитационном фарфоре своеобразно отразилась ленинская идея монументальной пропаганды. Экспонируется тарелка 1918 г., роспись которой осуществлена талантливым советским художником С. В. Чехониным (1878— 1938). Эмблема Советского государства — серп, молот и шестерня — с большим вкусом вписана в цветочный декор (Государственный фарфоровый завод — бывш. императорский). Здесь же представлены чашки 30-х годов Т. 3. Подрябинникова (1887— 1974) — «Ударники», «5 в 4», «Грамотный, научи неграмотного» (Дмитровский фарфоровый завод). Роспись предметов лаконична, выразительна, перекликается с плакатом тех лет. Неповторимые черты послереволюционного времени запечатлелись и в декоративном блюде «Работница» А. Н. Самохвалова (1894—1971).

В собрании галереи хранятся произведения многих советских мастеров фарфора и фаянса, работавших на разных предприятиях: сказочно-нарядная ваза «Золотой петушок» Р. Р. Михайловской, получившая серебряную медаль на Международной выставке в Брюсселе в 1958 г., забавная статуэтка «Клоун» скульптора С. М. Орлова, анималистические вещи П. М. Кожина «Тетерев», «Стерлядь и карп». Особой образностью отличается роспись чайного сервиза «Цветы Севера» выдающегося советского мастера В. М. Городецкого (1916—1977). Оригинален квасник «Пиршество» Л. П. Азаровой.

Наиболее полно представлены художественные изделия Конаковского фаянсового завода имени М. И. Калинина (бывш. Кузнецовский) — ведущего в своей отрасли предприятия нашей страны. С конца 1920-х — начала 1930-х годов здесь работали многие выдающиеся мастера. Своеобразна роспись тарелки, исполненная В. А. Фаворским (1886—1964, разрабатывавшим образцы для массового выпуска. Оригинальны по форме и росписи кувшин «Гусь» и ваза «Сорока» А. Е. Зеленского, задушевен его «Портрет дочери». Видный советский анималист И. С. Ефимов (1878—1959) удивительно чувствовал особую красоту фаянса. Энергичная лепка, динамика, точно найденный силуэт характеризуют его «Акробатку с шаром» и «Зебру», красиво по росписи блюдо «Гуси». В творчестве М. П. Холодной главной определилась детская тематика. Наиболее интересны скульптура «Ветерок», передающая настроение, радость жизни, и композиция «О золотом блюдечке и наливном яблочке». Выразительна анималистическая пластика Е. М. Гуревич.

  • andreapol
  • beliy
  • bezeck
  • bologoe
  • kalyazin
  • kashin
  • Kimry
  • konakovo
  • krasniy-holm
  • kuvshinovo
  • lihoslavl
  • nelidovo
  • ostashkov
  • rzev
  • starica
  • toropets
  • visniy-volochek
  • tver