Дом-музей первого в России совета крестьянских депутатов

На крутом берегу неторопливой речки Тьмы уютно расположилось с. Новинки. Узкая извилистая лента реки, зеленое кружево соснового и березового леса - вокруг обширных полей и лугов придают окружающей местности живописный вид.

На самом краю села уже более ста лет стоит деревянная пятистенная изба — бывшее волостное правление. На мемориальной мраморной доске открытого здесь в 1974 г. музея начертано: «В этом доме в ноябре — декабре 1905 г. заседал первый Совет крестьянских депутатов Новинской волости».

Экспозиция музея развернута в трех залах. Это рассказ о революционной борьбе тверского пролетариата и крестьянства, о деятельности созданного во время первой русской революции Совета крестьянских депутатов, о победе Советской власти и о сегодняшнем дне бывшей Новинской волости.

dom-muzey 1 v rossii soveta krestyanskih deputatov

Материалы первого стенда повествуют о социально-экономическом развитии Тверского уезда. Рядом с портретом В. И. Ленина — его книга «Развитие капитализма в России» издания 1899 г., в которой Владимир Ильич, анализируя экономику пореформенной эпохи, не раз ссылается на тверскую статистику.

После реформы крестьяне Новинской волости получили земельные наделы размером до пяти десятин. Но земли это были большей частью малоплодородные, разбросанные в разных местах на большом удалении от деревень. Техника обработки крестьянских полей была крайне низкой. Пахали сохой, а плугов на всю волость, по данным волостного правления за 1890 г., было всего два. Бедняцкие дворы составляли 77 процентов, а кулацкие — 5,8 процента. Процесс расслоения крестьян усиливал капиталистический гнет в деревне. В поисках средств к существованию крестьяне уходили в город. «Лучше спуста будем платить за землю, а сами уйдем на заработки»,— говорили они и покидали насиженные места.

В экспозиции много редких снимков: «Крестьянин-сеятель», «Изба зажиточного крестьянина», «Крестьяне на поле дер. Кобячево Тверского уезда», «Гвоздарная кузница, дер. Изворотень Тверского уезда» и т. д. Это своеобразная летопись крестьянской жизни. Здесь же орудия крестьянского труда и предметы быта: сошник от сохи, цепы для обмолота зерновых, лубяная ручная сеялка, прялка, веретено, домотканая праздничная и рабочая одежда, обувь.

Следующий раздел экспозиции повествует о том, как под влиянием общероссийских событий формировалось мировоззрение молодых рабочих — недавних новинских крестьян, прошедших под руководством Тверского комитета РСДРП школу политической борьбы.

Газета «Искра», созданная В. И. Лениным, повела борьбу за сплочение социал-демократических групп и кружков в единую централизованную марксистскую партию. Весна 1902 г. ознаменовалась в Твери резким подъемом рабочего движения, бастовали все текстильные фабрики. В мае 1902 г. оформилась Тверская социал-демократическая организация. О революционных событиях 1900—1904 гг., которые тверские искровцы называли «эрой волнений», и рассказывают материалы экспозиции, фотопортрет В. И. Ленина 1900 г., ленинская брошюра «К деревенской бедноте» (Женева, 1903), отдельные номера газеты «Искра» за 1902 г., портреты одного из руководителей Тверского комитета РСДРП А. И. Гусева, членов Тверского комитета, проводивших большую работу среди крестьян Тверского уезда, Ц. С. Зеликсон-Бобровской, П. Ф. Куделли, Л. М. Книпович, документы, листовки, распространявшиеся в деревнях Новинской волости. Газета «Искра» в № 43 за 1902 г. писала:

«Значительная часть тверских рабочих не порвала окончательно с деревней. Жители ближайших к городу волостей идут почти каждый праздник к себе в деревню... несут новые мысли, будоражат сознание крестьян. Использованная в городе литература постепенно течет в деревню. Расклеиваются листовки и прокламации на телеграфных столбах, деревьях, колодцах, воротах...

Крестьяне сетуют, что о них мало пишут, просят такие книги, как «Хитрая механика», «Дедушка Егор» и «Пауки и мухи». Особенно большой успех имеют «Песни борьбы». Крестьяне хором поют революционные песни, цитируют целые страницы из этого сборника...

Вот еще пример из крестьянской жизни... В одной из деревень отец благочинный решил вступить в борьбу с «идейным развратом», который приносят фабричные. Он произнес проповедь: «Будьте смиренны и довольствуйтесь малым». На что прихожане ему ответили: «А ты, батюшка, тоже бы довольствовался малым,— брал бы за венчание полтора рубля, а не пять».

Когда по воскресеньям и в праздничные дни, нагруженные листовками, А. Хромов, Д. Склизков и другие молодые рабочие приходили в свои деревни, собиралась сельская молодежь из соседних деревень Щекотово, Рагодино, Зеленец. Вот что писала газета «Искра» о майских демонстрациях 1903 г. в селах Пречистый Бор, Городня, Поддубки: «...В праздник собралось ребят 70... около 3 часов пополудни порешили пройти по деревне с красным платком, привязанным на длинную жердь, на котором было написано мелом «Долой царя». Пропели хором «Дубинушку» и после каждого куплета выставляли требование «Долой царя».

Завершается рассказ о первых шагах революционной пропаганды в деревнях экспозиционным комплексом, воссоздающим образ молодого рабочего-революционера. На первом плане портрет члена Тверского комитета РСДРП, одного из организаторов вооруженного восстания в Твери — Д. М. Склизкова работы калининского скульптора А. М. Сперанского. Здесь же представлены старинная русская гармоника, сохранившаяся в семье Громовых, на которой, по преданию, играл Дмитрий Склизков на деревенских маевках и демонстрациях, праздничный костюм тверского рабочего, групповой снимок участников молодежной демонстрации в дер. Городне в 1903 г., программа занятий членов революционных кружков среди крестьян, рисунок художника В. П. Карпова «Занятие пропагандистского кружка в деревне».

  • andreapol
  • beliy
  • bezeck
  • bologoe
  • kalyazin
  • kashin
  • Kimry
  • konakovo
  • krasniy-holm
  • kuvshinovo
  • lihoslavl
  • nelidovo
  • ostashkov
  • rzev
  • starica
  • toropets
  • visniy-volochek
  • tver