Древнерусское искуство, залы 1 и 2

В залах размещена экспозиция древнерусской живописи — самобытного и яркого явления русской культуры, имеющего мировое значение. Древнерусское искусство — искусство эпохи средневековья, времени господства религиозного мировоззрения, когда почти любое проявление человеческой мысли и творчества неизбежно воплощалось в религиозную форму. Имелся определенный круг сюжетов и устойчивый канон их изображения, который в течение ряда веков (с IX по XVII) господствовал на Руси. И все же созданное человеческим гением искусство отражало земные представления людей о мире, сущности жизни, красоте, мудрости, воплощало лучшие народные чаяния. Живопись древней Руси восхищает гармонией красок, красотой линий, смелостью обобщения.

В эпоху феодальной раздробленности в культурных центрах на Руси сложились местные направления в искусстве, среди которых одной из самых сложных и значительных была культура Твери. Древняя тверская живопись, недавно заново открытая исследователями, находится в процессе интенсивного изучения. В галерее она представлена интереснейшими произведениями, в том числе уникальными тверскими фресками.

Одним из оригинальных памятников тверского зодчества является церковь Рождества Богородицы в Вертязином городке (ныне с. Городня Конаковского района), интерьеры которой были расписаны еще в XV столетии. Фрагмент фрески «Никола», находившийся в подклете церкви, дает представление о своеобразии тверской стенописи, обнаруживающей в данном случае связь с искусством Владимиро-Суздальской Руси. Образ Николы, отличающийся изысканностью и пропорциональностью черт типично русского лица, воплощает тип строгого, но доброго наставника, очень характерный для духовной жизни Твери этого периода.

На живопись Древней Руси заметное влияние оказывало искусство Византии и Балкан. Образность и выразительность византийской живописи наиболее полно была осмыслена в Твери, где бытовали греческие памятники и сформировалось особое «про греческое» направление в живописи. К памятникам подобного рода относится выдающаяся по своим художественным качествам икона «Спас поясной» XV в. Отличают ее редкая выразительность образа, точность уверенных линий, классическая соразмерность форм. Колорит несколько приглушенных тонов, решение фона плотной охрой, двухцветный нимб, особая рельефность изображения — все это черты, характерные для греческого искусства. В XVI в., в связи с централизацией Руси, в искусстве все ярче проявляется всеобщее начало. Но, приобщаясь к ведущему, московскому направлению, мастера ориентировались и на местные традиции, что и определило своеобразие их творчества. К древним тверским традициям восходит живопись икон деисусного чина XVI в. Среди них выделяются исполненные одним мастером иконы «Спас в силах» и «Богоматерь», в образе которой воспеты нежность и просветленная грусть.

В конце XVI в. была создана интереснейшая икона собрания «Походная церковь» (местное название «Небесная сень»), происходящая из церкви Белая Троица в Твери. Четырехрядная сложная композиция иконы повторяет живописную композицию церковной алтарной преграды — иконостаса. Специфика приемов древнерусской живописи:

  • внимание к решению силуэта,
  • к линии,
  • декоративному цветовому пятну.

Позволила художнику, несмотря на изображение множества сюжетов, создать удивительно цельное, красочное произведение. Есть основания предположить, что тематически оно связано с древним иконостасом церкви.

В XVII в., с превращением России в многонациональное абсолютистское государство, происходят важнейшие изменения во всех сферах общественной жизни. Для искусства этого периода характерен интерес к реальности, тяготение к светскости. Теоретиком и практиком нового, обращенного к реальной жизни направления в искусстве был выдающийся мастер Московской Оружейной палаты Симон Ушаков (1626—1686). В 1677 г., в период расцвета творчества, он вместе со своим учеником Григорием Зиновьевым написал икону «Моисей Угрин, князь Владимир и Аркадий Новоторжский». Новые искания выразились в объемной, светотеневой моделировке ликов, в передаче близкой к реальности формы глаз. Традиционная композиция отмечена чертами времени: здесь типичный для столетия богатый травный узор одежды князя Владимира, решение фона с переходом цветов от холодного зеленоватого к розовому.

Выдающиеся произведения талантливых мастеров Древней Руси свидетельствуют о глубокой художественной культуре нашего народа, составившей прочную основу для дальнейшего развития искусства на новых его путях.

  • andreapol
  • beliy
  • bezeck
  • bologoe
  • kalyazin
  • kashin
  • Kimry
  • konakovo
  • krasniy-holm
  • kuvshinovo
  • lihoslavl
  • nelidovo
  • ostashkov
  • rzev
  • starica
  • toropets
  • visniy-volochek
  • tver