Музей А. С. Пушкина в Торжке

Адрес музея: 172060, Тверская область, г. Торжок, ул. Дзержинского, 71

В старинном русском городе Торжке Александр Сергеевич Пушкин бывал проездом более двадцати раз. Через город проходил тракт Петербург — Москва, здесь была крупная почтовая станция. По бывшей Ямской Пушкин въезжал в город...

В Торжке сохранилось немало зданий пушкинской поры, и среди них одноэтажный деревянный особняк на Ямской, который здесь называют «старым домом». 3 июня 1972 г., в дни Всесоюзного Пушкинского праздника поэзии, в нем был открыт Музей А. С. Пушкина. Музей рассказывает о странствиях поэта, о его пребывании в Торжке, о тверских друзьях и знакомых.

muzey pushkina v torjke

Дорогам, путешествиям принадлежат многие страницы насыщенной событиями биографии поэта. Впервые он проделал путь по главному почтовому тракту России, пересекавшему Тверскую губернию, двенадцатилетним мальчиком со своим дядей В. Л. Пушкиным. Впереди был Царскосельский лицей и целая жизнь... Затем поездки по велению царя, к друзьям, по издательским делам и, наконец, последнее возвращение в Петербург в мае 1836 г. Устами своего героя из «Станционного смотрителя» он мог сказать: «В течение двадцати лет сряду изъездил я Россию по всем направлениям; почти все почтовые тракты мне известны...» Годы после михайловской ссылки (1826—1830) были временем наиболее частых поездок в жизни Пушкина. Не случайно биографы называют их годами странствий. «Петербургская суетня и шум стали мне совершенно невыносимыми — я переношу их с нетерпением»,— писал он в 1828 г. П. А. Осиповой. И тогда поэт бежал из Петербурга в Москву, на Кавказ или в тверскую деревеньку Малинники. Не на тверских ли дорогах родились строки «Дорожных жалоб»:

Долго ль мне гулять на свете
То в коляске, то верхом,
То в кибитке, то в карете,
То в телеге, то пешком?
Не в наследственной берлоге,
Не средь отческих могил,
На большой мне, знать, дороге
Умереть господь судил.

Это стихотворение открывает экспозицию музея. Гравюра Б. Патерсена «Вид на Зимний дворец со стороны Петропавловской крепости» (1800) рисует официальный Петербург — столицу николаевской России, «город пышный, город бедный».

Таким был Петербург для Пушкина в годы скитаний. В экспозиции есть и другой Петербург — деловой, с простым людом и их повседневными занятиями: «Извозчики на берегу Фонтанки» (литография, 1826), «Молочница» (цветная гравюра А. Е. Мартынова, 1808), «Сбитенщик» (А. О. Орловский, гуашь, перо, 1824).

Петербург был началом и кондом пути. На гравюрах — лихие тройки, почтовые станции, экипажи. В витрине — предметы дорожного обихода: «Карта Новгородской губернии» 1821 г., дорожные шкатулки, конская упряжь, валдайские колокольчики, расписная дуга с подписью мастера и датой «1836 г.».

Пушкин не был равнодушным путешественником. Новгородские и тверские деревни, жизнь крестьян, их язык, быт и нравы — все интересовало поэта. «Путешествия нужны мне нравственно и физически»,— говорил он.

В экспозиции — «Иверский монастырь под Валдаем» (гравюра Л. Степанова, 1824), «Деревня» (гравюра А. Березникова, первая четверть XIX в.), «Валдайская девка» со связкой баранок и лукошком, полным ягод, на раскрашенной гравюре XIX в., упомянутая в «Путешествии из Петербурга в Москву» Радищевым и попавшая в шутливый путеводи¬тель Пушкина:

У податливых крестьянок
(Чем и славится Валдай)
К чаю набери баранок
И скорее поезжай.

Дорога дарила путнику новые впечатления и оставляла время для раздумий. А позже и тряская дорога, и сельский праздник, и крестьянские ребятишки — все оживало под пером. Тема дороги нашла яркое отражение в повести «Станционный смотритель», в стихотворениях «Зимняя дорога», «В поле чистом серебрится...», в седьмой главе «Евгения Онегина», написанной в Тверской губернии:

Теперь у нас дороги плохи,
Мосты забытые гниют,
На станциях клопы да блохи
Заснуть минуты не дают...

В витринах — автографы писем Пушкина Н. Н. Пушкиной, В. Ф. Вяземской, П. В. Нащокину с сообщениями о дорожных событиях, рисунки поэта с изображением пейзажей и дорожных сцен.

Дорога была насыщена не одними приятными впечатлениями. Она давала пищу для самых грустных размышлений о положении мужика, о крепостном праве. В 1833—1834 гг., желая воскресить память о А. Н. Радищеве, Пушкин пишет прозаическое произведение «Путешествие из Москвы в Петербург», навеянное частыми поездками по этому тракту. Произведение, вобравшее в себя отрывки из радищевского «Путешествия», было заранее обречено по цензурным соображениям, и Пушкин его не закончил, но антикрепостническая позиция автора не вызывает сомнений. Так, он приводит отрывок из главы «Медное» и, подведя читателя к сцене продажи крепостных крестьян, пишет: «Следует картина, ужасная тем, что она правдоподобна».

В экспозиции портрет А. Н. Радищева (литография, 1861), гравюры с изображением русских деревень, акварель Д. Аткинсона конца XVIII — начала XIX в. «Сквозь строй», рисунки известного художника М. Н. Воробьева, жившего в 1812 г. в име¬нии Н. А. Львова под Торжком и сделавшего ряд зарисовок с натуры: «Хаты в Никольском» (тушь, перо), «Покинутая изба в Никольском» (тушь, перо), «У колодца» (тушь, перо).

  • andreapol
  • beliy
  • bezeck
  • bologoe
  • kalyazin
  • kashin
  • Kimry
  • konakovo
  • krasniy-holm
  • kuvshinovo
  • lihoslavl
  • nelidovo
  • ostashkov
  • rzev
  • starica
  • toropets
  • visniy-volochek
  • tver