Музей Салтыкова-Щедрина в Твери

muzey saltikova-shedrinaАдрес музея: 170100, Тверская область, г. Тверь, ул. Рыбацкая, д. 11

На тихой Рыбацкой улице города Тверь есть двухэтажный каменный особняк под № 11/37, прочно связанный в нашей памяти с именем великого русского писателя Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина (1826—1889). В этом доме сатирик жил с 1860 по 1862 г., будучи тверским вице-губернатором. 24 января 1976 г., в связи со 150-летием со дня рождения писателя, здесь был открыт литературный музей.

Художественное оформление музея создавалось по проекту московского художника Ю. Л. Керцелли. Над оформлением работала группа калининских художников под руководством А. И. Боброва.

В музее осуществлен новый принцип оформления экспозиции: включенные в нее художественные панно (их автор — московский художник В. Е. Чумаков) передают наше, современное восприятие той действительности — уродливой и фантастической, которая окружала Салтыкова-Щедрина и которую он образно запечатлел в своих бессмертных произведениях.

На фоне панно представлены экспонаты — рукописи и книги писателя, документы, портреты.

Экспозиция размещается в семи залах музея. Литературные, архивно-исторические и изобразительные материалы рисуют облик Салтыкова-Щедрина— писателя и человека, отражают важнейшие события его времени, помогают понять истоки творчества сатирика.

Экспозиция 1-го зала повествует о раннем периоде жизни и деятельности М. Е. Салтыкова-Щедрина. Портреты родителей, облик дома в с. Спас-Угол Калязинского уезда, документы из дел уездного суда вводят в мир детства будущего писателя, которое прошло в обстановке грубости и «повседневного ужаса» крепостного быта.

Жестокость матери по отношению к крепостным, ее алчность и "стяжательство, нищета и бесправие крестьян — все это с самых ранних лет заронило в детскую душу семена ненависти к рабству и неспра¬ведливости. Эту ненависть Салтыков пронес через всю жизнь. С суровой беспощадностью отразил он позднее черты матери-крепостницы в классических образах Арины Петровны Головлевой («Господа Головлевы») и Анны Павловны Затрапезной («Пошехонская старина»). «Я слишком близко видел крепостное право,— писал Салтыков,— чтобы иметь возможность забыть его. Картины того времени до того присущи моему воображению, что я не могу скрыться от них никуда».

Десятилетним мальчиком покинул Салтыков дом родителей. Два года учился в Московском дворянском институте, а затем, как лучший ученик, был переведен в Царскосельский лицей.

О годах учебы юного Салтыкова, о разнообразии его духовных интересов, о сотрудничестве в лицейские годы в лучших журналах рассказывают представленные в экспозиции гравюры, литографии, учебники и книги.

Если во времена А. С. Пушкина лицей был своеобразным очагом вольнолюбия, то в 40-е годы стал, по словам Салтыкова, «рассадником министров». Весь процесс обучения был направлен на воспитание будущего чиновника. И все же часть воспитанников, и среди них Салтыков, жила напряженной духовной жизнью. Здесь будущий писатель пристрастился к чтению и начал писать стихи. Первое его стихотворение «Лира», обращенное к А. С. Пушкину, появилось в 1841 г. в «Библиотеке для чтения». Сквозь стены лицея проникало слово В. Г. Белинского. Статьи великого русского критика приобщили Салтыкова к наиболее передовым идеям века, указывали направление поискам справедливости.

По окончании лицея в 1844 г. Салтыков поступает на службу в канцелярию военного министерства. Но чиновничья карьера не привлекает его. Воспитанный на статьях Белинского, Михаил Евграфович входит в кружок социалиста-утописта М. В. Петрашевского, сближается с революционно настроенной молодежью.

В экспозиции — портреты Сен-Симона, Фурье, Ж. Санд, Петрашевского — мыслителей, сыгравших большую роль в формировании мировоззрения будущего сатирика.

Идеи утопического социализма внушили Салтыкову уверенность, что «золотой век» не позади, а впереди. Приобщившись к учению о будущем идеальном строе, писатель навсегда остался его приверженцем. Новые взгляды Салтыкова нашли отражение в двух его повестях. Одна из них — «Запутанное дело», напечатанная в мартовской книжке журнала «Отечественные записки» за 1848 г.,— находится в экспозиции. В ней писатель решительно выступил против социального неравенства и встал на защиту униженных и оскорбленных. Повесть, написанная сразу же после революции во Франции, привлекла внимание особого цензурного комитета, назначенного Николаем I для борьбы с крамолой, и была запрещена, а ее автор арестован и сослан в Вятку.

  • andreapol
  • beliy
  • bezeck
  • bologoe
  • kalyazin
  • kashin
  • Kimry
  • konakovo
  • krasniy-holm
  • kuvshinovo
  • lihoslavl
  • nelidovo
  • ostashkov
  • rzev
  • starica
  • toropets
  • visniy-volochek
  • tver