Музей Тверского быта

Адрес музея: 170026, Тверская область, г. Тверь, ул. Горького 19/4

Музей тверского быта был открыт в Твери в 1970 г. В нем собраны экспонаты, отражающие жизнь и быт разных слоев населения Тверской губернии. Здесь немало произведений прикладного искусства, созданных руками крестьян и городских ремесленников.

Интерес представляет и само здание, в котором размещается музей. Дом, построенный в XVIII в., принадлежал тверскому купцу Арефьеву. В первом этаже — низком помещении со сводчатыми потолками и массивными стенами — были, вероятно, кладовые и лавка. Второй этаж выдержан в том же стиле — те же сводчатые потолки и ниши, характерные для старинных русских домов.

Потолки трех залов второго этажа украшают лепные плафоны, рисунок которых как бы перенесен с крестьянской вышивки или резьбы по дереву. Украшением залов являются также печи, облицованные изразцами XVIII в. с модными в то время изображениями бытовых сценок.

Экспозиция начинается с зала, посвященного петровским временам.

Петр I во время войны со шведами, опасаясь за судьбу Москвы, поручил знаменитому русскому математику, уроженцу Тверской губернии Леонтию Магницкому разработать план укрепления Тверского кремля.

В 1707 г. Петр I останавливался в доме Арефьева, стоявшем на месте нынешнего здания.

В петровском зале представлены царские указы (в том числе относящиеся непосредственно к Тверской губернии), оружие и посуда XVIII в.

Петр I решительно ломал патриархальный уклад русской знати, приучая ее к западноевропейским манерам и обычаям. Среди других реформ была и такая — запрещение носить бороду. Для тех же, кто не хотел расставаться с бородой, был установлен особый налог, удостоверением об уплате которого являлся бородовой знак. Такой знак экспонируется в одной из витрин.

muzey tverskogo bita

Предание гласит, что Петр I пожаловал Арефьеву ковш золотого орла. Подобный ковш, только из серебра,— с золоченым чеканным изображением двуглавого орла на дне — выставлен в одной из ниш. Этим ковшом царь наградил осташковского купца Василия Привалова за торговлю рыбой и лесом.

В экспозиции музея представлены разнообразные предметы крестьянского быта. При этом мебели, утвари, орудиям труда отведено такое же место, как и в старой крестьянской избе. Известно, что ее непременной принадлежностью была печь, которая находилась слева или справа от входа, с шестком, обращенным к передней стене. Пространство между печкой и стеной называлось бабий кут, середа, теплюшка, или чулан. Здесь висели полки для посуды, шкафчики.

Красный угол — самое почетное место в доме, куда сажали наиболее уважаемых гостей. Здесь же ставился обеденный стол. Представленный в интерьере избы стол имеет широкую столешницу, узкое массивное подстолье и точеные ножки на полозьях. Весь низ стола вместе с ножками окрашен в ярко-синий и красный цвета, подстолье украшает роспись в виде розеток и кругов. Такие столы часто встречались в деревнях Тверской губернии.

Посуду крестьяне обычно делали сами, выдалбливали ее из корня дерева. Особой красотой формы и богатством декора отличаются деревянные ладьевидные ковши для пива. Ковш, изготовленный лихославльским мастером, украшает скульптурная резьба. Резьбу мы видим и на других предметах крестьянского обихода.

Народные умельцы широко использовали и роспись. Так, очень нарядным выглядит стенной шкафчик для посуды: дверца его украшена вазоном с крупными яркими цветами, а на одной из стенок нарисован самовар.

Частью крестьянской избы были сени. Здесь размещались различные предметы хозяйственного обихода.

В музее в интерьере сеней представлена утварь из дерева и керамики: глиняные горшки, кубышки для растительного масла, кринки и кувшины, горлачи для пива и корчаги для воды. Славились своей керамической посудой деревни Вышневолоцкого уезда Черная Грязь, Чернятка, Коростелье, Дорка, Федово и др. Неполивные горлачи украшались процарапанным узором в виде волнистой линии. Большинство изделий вышневолоцких мастеров покрывает цветная полива светло-зеленой и желтой расцветок.

О характере крестьянского труда дают представление экспонирующиеся в музее серпы, косы, грабли, трех и двухрожковые вилы, цепы для обмолота зерна, конская сбруя и дуги. Наиболее полно представлен комплекс орудий для обработки льна. Эта культура занимала значительное место в хозяйстве крестьян Тверской губернии.

Большое распространение в крестьянском быту имели домотканые декоративные изделия. Использовались они для украшения полотенец, скатертей и женских рубах. В оформлении таких изделий господствуют геометрические орнаменты, близкие по своему характеру к орнаментам головных уборов крестьянок Тверского края.

Геометрический орнамент делится по своему происхождению на две группы. К первой относятся ткани с изображением ромбов и квадратов с перекрещенными внутри линиями — древнейших символов солнца. Из второй в тверском ткачестве и вышивке чаще всего встречается мотив «головастицы» — геометризованное изображение женской фигуры, стилизованные изображения дерева и оленя. В представленных в 3-й и 4-й витринах образцах бранного и закладного тканья Осташковского, Весьегонского, Удомельского и других уездов присутствуют обе группы узоров.

  • andreapol
  • beliy
  • bezeck
  • bologoe
  • kalyazin
  • kashin
  • Kimry
  • konakovo
  • krasniy-holm
  • kuvshinovo
  • lihoslavl
  • nelidovo
  • ostashkov
  • rzev
  • starica
  • toropets
  • visniy-volochek
  • tver