Русское искусство XVIII — начала XX в. Розовый зал

Парадный двухсветный зал, из-за цвета колонн и пилястр названный Розовым, украшают колоннады с балюстрадами, лепнина, люстры, старинные камины и мебель, исполненная специально для тверского дворца одной из петербургских мастерских в период перестройки его К. И. Росси (в 1809—1811). Торжественность и нарядность зала усиливает разместившаяся в нем экспозиция картин и скульптуры XVIII — первой половины XIX в.

XVIII век — одна из самых замечательных и значительных эпох в русской истории. Выход России на международную арену и превращение ее в могущественную европейскую державу, грандиозное строительство тех лет способствовали росту самосознания и патриотизма. Утверждаются новые представления о человеческой личности, главным долгом которой считалось теперь патриотическое служение общегосударственным интересам. Искусство XVIII в. решительно порывает с религиозной тематикой и условностью изобразительного языка искусства Древней Руси. Повышенный интерес к человеческой личности обусловил расцвет портретного жанра, в котором полнее всего сказались огромные успехи и своеобразие русской живописи той поры.

Пафос бурной эпохи Петра I очень полно передан в «Портрете Г. И. Давыдова» первой четверти XVIII в. В этом образе — сочетание духовной силы и энергии. Полуфигура сподвижника Петра монументально заполняет пространство картины. Неизвестный художник проявил поразительное чутье и такт в цветовом решении портрета. Сочетание черного, красного, золотисто-коричневого дает строгий и торжественный цветовой аккорд. Хотя изобразительный язык произведения несет условность старо-русского портрета «персоны» XVII в., главное в нем — конкретность и индивидуальность характеристики.

В конце 1740-х годов неизвестным мастером — некоторыми исследователями отмечена его близость к творческой манере работавшего в России немца И.-Г. Гроота (1716—1749)—исполнен портрет пожилого вельможи в длинном парике. Портрет замечателен редкой жизненностью образа, мастерской передачей -характеристики модели, красивой гаммой приглушенных цветов. (Портретов этого периода сохранилось чрезвычайно мало, что еще более определяет повышенный интерес к нему.)

«Портрет Н. И. Кожина» написан «господским» живописцем, крепостным помещика Колычева Федором Гавриловым. Скованная, «доморощенная» манера письма не может скрыть оригинального таланта исполнителя портрета, сумевшего создать ярко характерный образ чванливого стареющего барина. Это выразительное произведение провинциальной школы, интерес к которой особенно велик в настоящее время, когда, выведенная из ранга живописных курьезов, она заняла полноправное место среди своеобразных национальных явлений русской живописи.

Интенсивному развитию искусства в середине XVIII в. способствовал подъем общественной жизни России, последовавший за реакцией в годы печально известной бироновщины. Выдающимся портретистом, с именем которого связаны реалистические искания этой поры, является А. П. Антропов (1716— 1795). В его творчестве наиболее емко воплотился глубоко национальный характер русской художественной культуры. Одну из сторон дарования художника раскрывает парадный портрет Екатерины II. В нем сказалась любовь живописца к яркой цветистости, орнаментальное форм, сочетающихся с тщательной прорисовкой деталей, что свидетельствует о глубокой связи Антропова с традициями искусства Древней Руси и самобытного народного творчества.

Замечательно правдив его портрет московского архиепископа Платона Левшина, одного из образованнейших людей своего времени, исполненный в 70-е годы. В нем очевидны тенденции, характерные для позднего творчества Антропова, стремящегося в этот период к более глубокому и разностороннему постижению душевного мира изображенных. В портрете привлекает мягко прописанное лицо с выразительным, несколько задумчивым взглядом серо-голубых глаз.

Настоящей редкостью в русском искусстве является «Портрет князя И. Т. Мещерского» М. Л. Колокольникова (1707—1775), представителя династии осташковских художников Колокольниковых, творческая судьба которого в основном связана с Петербургом. В настоящее время известны лишь три достоверных произведения этого интереснейшего живописца, учившегося у выдающегося мастера петровского времени Ивана Никитина. Мина Колокольников, крепостной монастырский крестьянин, был художником широкого диапазона: работал как декоративист, иконописец и портретист. Портретное творчество художника представляет своеобразную линию в русском искусстве того времени. Творчески переосмысливая распространенный тип мужского портрета, он добивается в портрете Мещерского большой индивидуальности черт модели.

Интенсивное развитие русской национальной культуры обусловило расцвет искусства во второй половине XVIII в. Гуманистические идеалы русского просветительства с его высоким представлением о назначении человека нашли свое выражение в камерных портретах Ф. С. Рокотова (1735—1808), на редкость одухотворенных и поэтичных. Его произведения полны благородной возвышенности, изысканности и совершенства исполнения:

  • «Портрет П. И. Голицыной»,
  • «Портрет А. А. Куракиной»,
  • «Портрет неизвестного молодого человека».

О реалистических исканиях Е. Д. Камеженкова (1760—1818), бывшего крепостного тверского архиерейского дома, первого из тверитян академика живописи, свидетельствует «Портрет дочери художника с няней». Написанный не по заказу, портрет отличается задушевностью, большой человеческой теплотой. Образ няни, пожилой крестьянки с несколько скорбным выражением лица, по своей редкой правдивости, несомненно, относится к лучшему, что было создано русскими художниками того времени в отражении народной темы.

Картины П. С. Дрождина (1745—1805) «Портрет тверитянина» и «Портрет купчихи в кокошнике» привлекают жизненностью, характерностью образов представителей среднего сословия.

В. Л. Боровиковский (1757—1825), завершивший блестящую плеяду портретистов XVIII в., в 90-е годы жил и работал в Тверской губернии, где создал ряд произведений. Среди них «Портрет А. В. Поликарпова», правителя Тверского наместничества. Наряду с парадностью и торжественностью в нем много индивидуального и конкретного: твердость характера, властный ум, чувство достоинства с оттенком превосходства. Пейзажный фон, насыщенность полотна по цвету привносят в него взволнованность и героику, напоминая о военных подвигах Поликарпова, награжденного за битву под Анапой орденом святого Георгия.

  • andreapol
  • beliy
  • bezeck
  • bologoe
  • kalyazin
  • kashin
  • Kimry
  • konakovo
  • krasniy-holm
  • kuvshinovo
  • lihoslavl
  • nelidovo
  • ostashkov
  • rzev
  • starica
  • toropets
  • visniy-volochek
  • tver