Тверская картинная галерея, зал 3

Экспозиция зала, посвященная знаменитой венециановской школе и кругу близких к ней мастеров, одна из примечательных в собрании. Коллекциями, а не отдельными вещами творчество венециановцев представлено лишь в трех музеях СССР — Русском музее, Третьяковской галерее и Тверской галерее.

С именем А. Г. Венецианова (1780—1847), утвердившего бытовой жанр как равноправную и важную область искусства, связана целая эпоха в отечественной живописи. Он первым из русских художников посвятил свое творчество отображению крестьянской жизни, создал собственный живописный метод, в основе которого лежало непредвзятое видение натуры. Творческая и педагогическая деятельность Венецианова связана с Тверским краем. Здесь, в сельце Сафонково Вышневолоцкого уезда (ныне Удомельский район), где он жил около 30 лет, созданы лучшие его картины.

Проникновенный лиризм сквозит в его полотнах, посвященных крестьянским детям, как правило представленным на фоне незатейливой сельской природы. Таков его белоголовый, как бы на минуту задумавшийся пастушок в одноименной картине. Интерес представляет и акварель «Крестьянка с прядью льна», воспевающая простую русскую женщину. Образ ее исполнен возвышенности и душевной чистоты. Поэтизируя крестьянский быт, Венецианов не избежал некоторой идеализации, но это не умаляет значения его творчества, стоящего особняком среди произведений художников первой трети XIX в. и явившегося тем глубоко национальным родником, который питал многие прогрессивные начинания в русском искусстве.

Среди произведений учеников Венецианова экспонируются картины А. В. Тыранова (1808—1859), уроженца города Бежецка Тверской губернии. Наиболее интересны «Автопортрет», знакомящий нас с пытливым, непосредственным юношей, и «Портрет ржевской купчихи», решенный с большой мерой типизации социально заостренного образа.

Л. К. Плахов (1810—1881), петербургский ученик Венецианова, вошел в искусство как певец жизни трудового народа. Взятые с натуры, его сценки труда полны естественности и жизненной красоты, по-настоящему демократичны. В картине «Столярная мастерская» убедительно передана обстановка, с добросовестной наблюдательностью написаны представители «мастерового люда».

Талантливым учеником Венецианова был Г. В. Сорока (1823—1864), крепостной помещика Милюкова, уроженец дер. Покровское Вышневолоцкого уезда Тверской губернии. Дарование Сороки проявилось в разных жанрах, но наиболее глубоко и своеобразно его гений раскрылся в изображении природы. «Вид села Спасское» относится к лучшему, что было создано художником. Чистыми неяркими красками передан в пейзаже удивительно просветленный гармонический мир природы, человека, его деяний. Тщательно написаны полные достоинства фигуры крестьян, окружение, вода с тончайшими нюансами освещения. Весь размеренный строй полотна несет в себе спокойное размышление, особую художественную философичность. Совершенная красота русской природы предстает светлой, чистой, целомудренной. В статной, величавой фигуре крестьянки особенно чувствуется присущая жизневосприятию Сороки своеобразная народная песенность, делающая его глубоко национальным живописцем. Совсем молодым, двадцати с небольшим лет, человеком был написан этот прекрасный пейзаж. Несовместимость возвышенного духа таланта и подневольного положения, преследовавшая Сороку всю жизнь, привела к трагической развязке — художник покончил с собой в возрасте 41 года.

  • andreapol
  • beliy
  • bezeck
  • bologoe
  • kalyazin
  • kashin
  • Kimry
  • konakovo
  • krasniy-holm
  • kuvshinovo
  • lihoslavl
  • nelidovo
  • ostashkov
  • rzev
  • starica
  • toropets
  • visniy-volochek
  • tver