Тверская областная галерея, зал 7

С 60-х годов XIX в. Россия вступила во второй этап освободительного движения — разночинный. В центре внимания передовой интеллигенции страны стоял крестьянский вопрос. Прогрессивное искусство, на которое оказала большое влияние эстетика революционных демократов, противопоставляет себя академическому искусству с его отжившими канонами и обращается теперь к важным вопросам современности. Ведущим становится бытовой жанр, а критическая направленность произведений обусловливает преобладание национальной темы.

Самым значительным представителем критического направления 60-х годов был В. Г. Перов (1833—1882), замечательный мастер остросоциальной картины, один из основоположников нового, демократического портрета с углубленной психологической характеристикой человека. В галерее Перов представлен самым поздним из известных произведений— портретом московского коллекционера А. А. Борисовского, несущим лучшие черты портретного творчества мастера.

Л. И. Соломаткин (1837—1883) с большой наблюдательностью изображал эпизоды жизни «разночинного» люда. Разоблачая обывательскую пошлость, он сочувствовал угнетенным, людям, живущим нелегкой трудовой жизнью. В картине «Стряпчий» с долей юмора изображен эпизод написания прошения для крестьянина, но юмор здесь окрашен грустными размышлениями о социальном неравенстве, состраданием к обездоленному народу.

Принципы реализма и народности получили широкое развитие в деятельности художников-передвижников, в творчестве которых отразился общий демократический подъем в пореформенной России. (Объединение передовых художников «Товарищество передвижных художественных выставок» возникло в 1870 г.)

Талант выдающегося художника И. Н. Крамского (1837—1887), идейного вождя и учредителя Товарищества, возглавлявшего борьбу за реалистическое общественно значимое искусство, наиболее полно выразился в портретном творчестве. Мудростью и большой душевной силой наделен его сказитель («Портрет сказителя былин»).

Характерно для критического направления 60-х и 70-х годов многофигурное полотно А. И. Корзухина (1835—1894) «У исповеди», в свое время отмеченное за правдивость и выразительность типов В. В. Стасовым. (Второй вариант этой картины хранится в Третьяковской галерее.) Показывая представителей разных сословий, художник заостряет социальные характеристики, придавая картине об личительный смысл.

Видный передвижник-жанрист В. Е. Маковский (1846—1920), большой мастер живописной психологической новеллы, с тонкой наблюдательностью показывает жизнь различных слоев населения. Особая его любовь — дети. Много поэзии в картине «Ночное», сюжет которой навеян произведением И. С. Тургенева «Бежин луг». В полотне «В мастерской художника» центральное место занимает группа ребятишек, столкнувшихся, видимо, впервые в своей жизни с искусством. Точностью передачи психологической ситуации отличаются небольшие вещи «Политики» и «На бульваре».

  • andreapol
  • beliy
  • bezeck
  • bologoe
  • kalyazin
  • kashin
  • Kimry
  • konakovo
  • krasniy-holm
  • kuvshinovo
  • lihoslavl
  • nelidovo
  • ostashkov
  • rzev
  • starica
  • toropets
  • visniy-volochek
  • tver