Тверская областная галерея, зал 8

Во второй половине XIX в. сложились основные черты русской пейзажной живописи. Правдивое изображение близкой и понятной народу красоты природы средней полосы России согрето у пейзажистов-передвижников любовью к родной земле, воспетой ими в волнующих поэтических образах.

Родоначальник русского реалистического пейзажа А. К. Саврасов (1830—1897) получил художественное образование в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где и руководил затем пейзажным классом. Реалистическое изображение русской природы, ее неброской красоты стало его главной темой. В небольшой картине «Фили. Кутузовская изба до пожара» художник, изображая памятное историческое место, избегает пафоса. Здесь, как и везде, у него глубокое чувство к «печальным» уголкам крестьянской России. Мягкое, сдержанное цветовое решение передает грустное очарование осени — поры отлета птиц.

Видным художником-передвижником был И. И. Шишкин (1832—1898) — певец русского леса. В лучших его произведениях широкое эпическое обобщение сочетается с конкретностью и точностью в деталях. Этюды «Дорожка в лесу», «Тропинка в лесу», ярко раскрывающие художественный метод Шишкина, дополняют наше представление о творчестве живописца.

Лирико-романтическое направление в пейзаже передвижников представлял А. И. Куинджи (1842 — 1910). Полотна его поражают удивительным эффектом световых и цветовых контрастов. В произведении «Сосна» художник достигает огромной колористической насыщенности, создает исполненный силы и жизнеутверждения образ природы. Другую линию творчества Куинджи раскрывает этюд «Степь», где мастерски переданы пространство, утренний свет, пронизывающий воздух, опоэтизирована красота природы.

В этом зале и в зале № 10 экспонируются скульптурные произведения передового художника-демократа М. М. Антокольского (1842—1902). Стремясь отобразить уродливую мораль и нравы буржуазного общества, художник обратился к образу гетевского Мефистофеля. Этюд головы Мефистофеля, установленной на раскрытой перевернутой книге, — обобщенный символ злых начал, ретроградства, грубой, невежественной силы.

Занявшая значительное место в искусстве второй половины XIX в. историческая тема характерна для творчества и Антокольского. Небольшая бронзовая скульптура «Нестор-летописец» покоряет жизненным реализмом исторического образа, в котором запечатлена духовная красота и мудрость «первого историка» Руси.

  • andreapol
  • beliy
  • bezeck
  • bologoe
  • kalyazin
  • kashin
  • Kimry
  • konakovo
  • krasniy-holm
  • kuvshinovo
  • lihoslavl
  • nelidovo
  • ostashkov
  • rzev
  • starica
  • toropets
  • visniy-volochek
  • tver