Тверская областная картинная галерея, зал 18

В суровые годы Великой Отечественной войны призыв партии «Все для фронта, все для победы!» стал и лозунгом художников. Изменились не только привычные формы их работы, но и само содержание. Средствами искусства вступили художники в борьбу с врагом.

На разных участках Калининского фронта исполнил ряд произведений Ф. А. Модоров. Жизненно достоверны образы генерал-лейтенанта М. А. Пуркаева — командующего Калининским фронтом, гвардии полковника П. А. Ротмистрова. В. А. Серов (1910—1968) создал глубоко правдивый, доносящий тревоги военных лет «Портрет редактора партизанской газеты М. Г. Абрамова».

Крупнейший советский скульптор В. И. Мухина (1889—1953) первой выразила в скульптуре мироощущение советского человека военных лет. «Портрет полковника Б. А. Юсупова» — выдающееся произведение советского искусства — был исполнен в госпитале под Москвой. В образе Юсупова передан возвышенный душевный строй героя-командира, с честью выполнившего свой долг перед Родиной.

Тема Родины получила широкую разработку в пейзажах В. Н. Бакшеева «Стога» и «Осенний пейзаж», утверждающих красоту родной природы, ее особое очарование. Эта тема находит дальнейшее интенсивное развитие и в послевоенное время. В 1946 г. создано овеянное любовью к родной земле полотно «Первый снег» выдающегося советского живописца А. А. Пластова (1893—1972). В родном селе Прислониха Ульяновской области находил художник образы для своих глубоко человечных произведений. С высокой мерой поэзии передано в картине обычное явление, перевоплощенное художником в чудо нежданного открытия. Преображение природы и чуткой детской души тонко раскрыто неяркими, идущими от природы красками.

Занявший видное место в военный период историко-батальный жанр получил дальнейшее развитие в послевоенные годы. Эмоциональное звучание картин определилось победным исходом войны. М. И. Авилов (1882—1954) в полотне «На Мамонтова» воссоздает героическую историю Первой Конной. На переднем плане легендарные полководцы гражданской войны С. М. Буденный и К. Е. Ворошилов. Картина решена панорамно, конкретность и документальность сочетаются в ней с обобщенным образом красной конницы, стремительность движения усиливает победный пафос произведения.

Все виды и жанры нашего искусства послевоенных лет пронизывают жизнерадостные, мажорные интонации. Оно стало гимном жизни, труду, миру. Особенно это характерно для произведений, посвященных современности. Радость созидательной, мирной жизни отразилась в красочности, романтической приподнятости полотна «Яхты» известного советского пейзажиста Г. Г. Нисского. Немеркнущая красота жизни, предметного мира, окружающего человека, запечатлены в натюрморте «Букет в золотой вазе» С. В. Герасимова (1885—1964).

Для нашего искусства 50-х годов характерно обращение ко всем сторонам жизни и деятельности советского человека. Заметное место занимает бытовая картина, в которой большое распространение получила детско-школьная тематика. Типичным произведением этого плана является картина «Проводы в школу» Г. А. Семакова, в которой при законченности письма можно отметить внешнюю трактовку сюжета, описательность. Своеобразные черты искусства 50-х годов воплотились в интересном «Портрете академика А. Е. Арбузова» художника Б. В. Щербакова, несущем определенную меру репрезентативности.

  • andreapol
  • beliy
  • bezeck
  • bologoe
  • kalyazin
  • kashin
  • Kimry
  • konakovo
  • krasniy-holm
  • kuvshinovo
  • lihoslavl
  • nelidovo
  • ostashkov
  • rzev
  • starica
  • toropets
  • visniy-volochek
  • tver