Тверская областная картинная галерея, залы 13, 14, 15

Выдающимся пейзажистом, обладавшим даром воплощения в пейзаже человеческих чувств и переживаний, был И. И. Левитан (1860—1900). Его творчество стало новым этапом осмысления действительности в пейзажном жанре. Глубокие по содержанию, простые и ясные по форме, произведения художника принадлежат к числу самых высоких достижений русской живописи.

В экспозиции галереи представлен ряд произведений Левитана. В раннем «Осеннем пейзаже» живет ощущение хмурого, окутанного влажной дымкой осеннего дня, природа исполнена раздумья и грустного очарования.

Прихотливый изгиб небольшой реки Пекши (бывш. Нижегородская губерния) с крутым песчаным откосом берега и могучим бором стал мотивом пейзажа «Лесистый берег».

Жизнь и творчество Левитана связаны с Тверской губернией, где он некоторое время жил и работал. Здесь, в Бернове, писал он этюды для будущей картины «У омута», украшающей теперь Третьяковскую галерею. Тут же написан представленный в экспозиции «Портрет Н. П. Панафидина», владельца имения Курово-Покровское в Старицком уезде. Это редкое произведение в творчестве Левитана, почти не обращавшегося к портрету.

На рубеже XIX—XX вв. русская буржуазная культура становится все более реакционной, все громче заявляют о себе индивидуалистические, антиреалистические тенденции.

Цитаделью реалистического искусства был Союз русских художников, собравший многих выдающихся художников-реалистов. В экспозиции широко представлено творчество мастеров этого круга.

Талантливый живописец С. Ю. Жуковский (1873—1944), мастер камерных лирических пейзажей, проникновенно передает замкнутый мир русской дворянской усадьбы, поэтизируя уходящий в прошлое быт. С большим настроением, в тонкой сиренево-серебристой гамме написано им полотно «Белая ночь». Тихая светлая ночь, купы цветущей сирени, фигура женщины в белом платье — все это полно возвышенной мечты.

Певцом неяркой красоты природы средней полосы России вошел в историю искусства В. К. Бялыницкий-Бвруля (1872—1957). Особенно хороши находящиеся в собрании галереи его зимние пейзажи. Большой период творчества художника связан с Тверской губернией, с Удомельским озером, возле которого с 1912 г. он жил на своей даче «Чайка». Здесь у него подолгу гостили и плодотворно работали художники А. Е. Архипов, А. С. Степанов, Н. П. Богданов-Бельский, К. А. Коровин, С. Ю. Жуковский, А. В. Моравов, В. В. Рождественский.

Эмоциональным, лирическим восприятием мира проникнуты произведения А. С. Степанова (1858— 1923). Его «Подруги» — типичное произведение «лирического бытового» жанра, очень распространившегося на рубеже столетий.

Произведение «Вечер» крупнейшего русского импрессиониста К. А. Коровина (1861—1939) отличают непосредственность ощущения, богатство и свежесть колористического решения. Благодаря приему двойного освещения художник строит живопись на контрасте горячих и холодных цветов, передавая красоту южного вечера, неповторимые звуки жизни.

К приемам импрессионизма обращалась и талантливый скульптор-портретист А. С. Голубкина (1864—1927), обладавшая совершенным чувством пластики скульптурных форм, обостренным восприятием человеческой психологии. Лучшие качества Голубкиной-портретиста раскрывает «Портрет Н. Я. Симаиович-Ефимовой». Предельная пластическая выразительность, определяющая индивидуальные черты модели, сочетается в портрете с глубиной психологического анализа, в свободной широкой лепке — трепет и живое дыхание жизни.

В галерее интересно представлено творчество Л. В. Туржанского (1875—1945), П. И. Петровичева (1874—1947) и одного из организаторов Союза русских художников, мастера жанра этого периода С. А. Виноградова (1869—1938).

Крупным художественным центром в предреволюционные годы было объединение «Мир искусства», провозвестником которого явился журнал с аналогичным названием. Последовательно отстаивая эстетический принцип «искусство для искусства», не находя идеалов и гармонии в окружающем, художники этого объединения обращались к миру прошлого, к национальной старине, называя себя «ретроспективными мечтателями». Но творческая практика талантливых мастеров «Мира искусства» вышла далеко за узкие рамки программы, что и определило их видную роль в культуре начала XX в. В экспозиции представлена работа идеолога объединения А. Н. Бенуа (1870—1960) «Зал дворца» — произведение, поэтизирующее эпоху Людовика XIV. Обращая мечтательный взор к прошлому, Е. Е. Лансере (1875—1946) написал картину «Цесаревна Елизавета Петровна и преображенцы в кордегардии Зимнего дворца в ночь на 25 ноября 1741 года», передающую события дворцового переворота.

Самобытным и разносторонним мастером был живописец и ученый Н. К Рерих (1874—1947). Его «Фантастический пейзаж» очень симптоматичен для творчества художника, увлекавшегося философией Востока. Написанный в широкой обобщенной декоративной манере, пейзаж с введением символических образов, не поддающихся прямому толкованию, очень характерен для конца XIX — начала XX в.

Аллегория содержится и в «Жанровой сцене» С. Ю. Судейкина (1884—1946) — представителя группировки «Голубая роза», работавшего в своеобразной, отличающейся пасторальной наивностью и декоративностью цвета манере.

Исканиями живописи на пленэре привлекает полотно Н. П. Богданова-Бельского (1868—1945) «Летний день». Уроженец Тверского края, значительное число своих произведений он создал в Тверской губернии.

В галерее хранится большая коллекция произведений А. В. Моравова (1878—1951), учившегося в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у Н. А. Касаткина, А. Е. Архипова, В. А. Серова и продолжавшего реалистическую традицию в живописи. Многие из представленных в экспозиции картин были написаны в имении Островно Вышневолоцкого уезда, где художник жил и работал в предреволюционные годы и после революции. В портретах «Девушка у окна», «У окна. Портрет В. В. Ушаковой» реалистическое письмо обогащено более свободными, характерными для времени приемами, в них присутствует особая живописная пластика, выразительность образов. В жанровом полотне «На своей полоске» Моравов обращается к современности, показывая труд крестьянина. Очевидна демократическая направленность произведения. Мажорная цветовая гамма, передающая яркий весенний день, полна жизнеутверждения, веры в силу народа.

Чертами демократичности отмечена скульптурная композиция «Жница с ребенком» Н. А. Андреева (1873—1932), известного автора грандиозной скульптурной и графической Ленинианы.

Экспозиция отдела русского дореволюционного искусства заканчивается произведениями круга мастеров реалистического направления, впоследствии выдающихся советских художников. И это говорит о нерасторжимой связи демократических традиций русского искусства с советским.

  • andreapol
  • beliy
  • bezeck
  • bologoe
  • kalyazin
  • kashin
  • Kimry
  • konakovo
  • krasniy-holm
  • kuvshinovo
  • lihoslavl
  • nelidovo
  • ostashkov
  • rzev
  • starica
  • toropets
  • visniy-volochek
  • tver