Тверская областная картинная галерея, залы 16, 17

Наиболее значительным объединением, ставившим своей целью изучение и художественное отражение советской действительности, была группа АХРР (Ассоциация художников революционной России), организованная в 1922 г. Творческое кредо этой группы было выражено в декларации АХРР, в которой говорилось: «Наш гражданский долг перед человечеством — художественно-документально запечатлеть величайший момент истории в его рево-люционном порыве. Мы изобразим сегодняшний день:

  • быт Красной Армии,
  • быт рабочих,
  • крестьянства,
  • деятелей революции и героев труда».

Велика заслуга АХРР в возрождении реалистической сюжетной картины, которая отрицалась «левыми течениями». Борьба за тематическую картину, таким образом, была связана с утверждением нового содержания в искусстве. В зале экспонируются произведения художников-ахрровцев И. И. Бродского, С. В. Малютина, А. В. Моравова и других.

Огромное воздействие оказала революция на жизнь и творчество А. В. Моравова, принявшего в послереволюционные годы активное участие в становлении советской деревни в Тверской губернии. В его творчестве нашло отражение то новое, что пришло в жизнь крестьянства. В 1920 г. им было написано полотно «Заседание комбеда» — одно из первых жанровых произведений новой тематики в советском искусстве. На картине хорошо знакомые художнику люди, жители с. Гарусова (Вышневолоцкий уезд), реальная обстановка. Композиционно выделен оратор — председатель комитета бедноты М. И. Рыжанов, человек легендарной судьбы, активный преобразователь деревни. Картина не только интересна по живописи — это еще и памятник первым активистам, строившим в Тверском крае новую, советскую жизнь.

Характерными произведениями ахрровского жанра являются полная задора небольшая картина Ф. А. Модорова (1890—1967) «Веселая минутка» — сценка из жизни красноармейцев и «Портрет жены за рукоделием» И. И. Бродского (1884—1939).

Творчество одного из организаторов АХРР, до революции видного представителя Союза русских художников, основоположника советской портретной живописи С. В. Малютина (1859—1937), представлено портретом Н. П. Маликовой, решенном в строгой, почти монохромной колористической гамме. Выделяя тонально и цветом лицо и руки, художник сосредоточивает наше внимание на передаче внутреннего мира изображаемой.

Вторым художественным объединением, оказавшим влияние на формирование советской живописи, было Общество станковистов (ОСТ), образовавшееся в 1925 г. Обращаясь к индустриальной тематике, жизни современного города, темам спорта и др., остовцы вели активные поиски новых форм и приемов письма для выражения советской действительности, завершившиеся у лучших из них интересными открытиями.

Характерные особенности живописной манеры остовцев раскрывает произведение председателя общества Д. П. Штеренберга (1881 —1948) «Ткач». Динамичность, стремительность полуфигуры молодого рабочего — победившего пролетария подчеркивают напряженный трудовой ритм эпохи 20-х годов.

Революционные свершения вызвали интересные процессы в творчестве К. Ф. Юона (1875—1958), создавшего ряд произведений символико-аллегорического характера. Стремясь раскрыть грандиозность происходящего, он избирает фантастические сюжеты. В эскизе «Люди будущего» воплотилось предчувствие небывалого развития человечества. Несмотря на некоторую наивность, эта работа привлекает красочностью, глубокой верой в свершение красивой мечты человека летать.

  • andreapol
  • beliy
  • bezeck
  • bologoe
  • kalyazin
  • kashin
  • Kimry
  • konakovo
  • krasniy-holm
  • kuvshinovo
  • lihoslavl
  • nelidovo
  • ostashkov
  • rzev
  • starica
  • toropets
  • visniy-volochek
  • tver