Зал 5 (Карамзинский)

Зал назван в память об известном русском писателе и историке Н. М. Карамзине, который в 1811 г. читал в этом уголке дворца главы своих «Записок о старой и новой России» Александру I.

В зале экспонируется пейзажная живопись середины XIX в. Лирическое дарование М. Н. Воробьева (1787—1855), учившегося в Академии художеств у М. М. Иванова и Ф. Я. Алексеева, наиболее полно проявилось в городских видах. Художник известен более всего как автор поэтических изображений Петербурга. «Закат в Риме», написанный по итальянским впечатлениям, представляет прекрасную панораму «вечного города» в час вечерней зари, построенную на тонких тонально-цветовых переходах, с точным соблюдением пространственных отношений.

За годы преподавания в Академии художеств Воробьев воспитал большую группу талантливых русских пейзажистов, среди которых был и крупнейший маринист XIX в. И. К. Айвазовский (1817— 1900). В. В. Стасов о нем писал: «Маринист Айвазовский но рождению и по натуре был художник совершенно исключительный, живо чувствующий, самостоятельно передающий, может быть, как никто в Европе, воду с ее необычными красотами». В пейзаже «Вид Вико близ Неаполя» с поэтическим волнением передана романтика южной ночи, с сиянием лунного света и легким всплеском прибрежных волн. Выступивший вначале как художник-романтик, Айвазовский приходит позднее к реалистическому пейзажу. Величественные образы моря приобретают у него большую жизненность. Живое чувство природы, красота реального мира во всей ее многосложности запечатлены в небольшом пейзаже «Золотой Рог».

  • andreapol
  • beliy
  • bezeck
  • bologoe
  • kalyazin
  • kashin
  • Kimry
  • konakovo
  • krasniy-holm
  • kuvshinovo
  • lihoslavl
  • nelidovo
  • ostashkov
  • rzev
  • starica
  • toropets
  • visniy-volochek
  • tver