Западноевропейское искусство, залы 29—34

Экспозиция западноевропейского отдела начинается с залов искусства Италии XVI—XIX вв.

Противоречивость итальянского искусства XVI в. объясняется острым социальным и политическим кризисом. Отсюда борьба различных устремлений — позднего Возрождения, сохранившего высокие гуманистические принципы, и различных антиренессансных направлений, объединенных понятием «маньеризм», индивидуалистических, субъективных по своей сущности, отразивших усиливающуюся реакцию в стране. К концу века наблюдается утверждение демократических тенденций, наиболее проявивших себя в следующем столетии в искусстве Караваджо и его последователей.

Ярким примером искусства позднего Возрождения является полотно талантливого неизвестного художника второй половины XVI века «Юдифь» — полный оптимизма и человеческой красоты образ библейской героини. Красивый, выдержанный в золотистых тонах колорит, реалистическая трактовка темы свидетельствуют о влиянии крупнейшего мастера венецианской школы Тициана.

Глубокие человеческие чувства воспеты в образах небольшой картины «Рождество», исполненной неизвестным мастером XVI в. Эффекты освещения, цветовые и тональные контрасты способствуют передаче эмоциональной силы образов.

Черты маньеризма сказались в колорите и композиции небольшой картины Л. Короны (1561 — 1605) «Мадонна с младенцем».

Из произведений XVII в. интересно полотно неизвестного мастера-монограммиста «Иоанн Креститель», отличающееся лирическим решением образа, звучностью колорита.

Своеобразной оппозицией официального в XVII—XVIII вв. в Италии барочно-академического направления было романтическое течение, ярким представителем которого является А. Маньяско (1667—1749). Характерное произведение этого живописца — «Монахи-бенедектинцы», отличающееся глубоко индивидуальным, колористически утонченным стилем.

В XVIII в. интенсивно развивается живописная школа Венеции. Примером городского пейзажа может служить монументально-декоративное полотно Ф. Батальоли (1742 — конец XVIII в.) «Архитектурный пейзаж».

Романтизированные пейзажи работавшего в Риме Д. Б. Коломбо (1717—1793) «Таверна» и «Пейзаж с развалинами» — своеобразный вид «живописи руин», удачно сочетающийся у художника с изображением жанровых сцен. Классицистическое направление XVIII в. представляет картина «Возвращение блудного сына» П. Батони (1708—1787).

Из произведений XIX в. интересно полотно Д. Джиганти (1806—1876), красочно повествующее о современной художнику жизни, прекрасной итальянской природе. Мастерством исполнения, особой пластикой отмечена скульптура из каррарского мрамора «Ева» работы известного академика А. Ладзерини (1860 — год смерти неизвестен). Одухотворенность, передача индивидуальных черт модели определяют образ в «Женском портрете» неизвестного скульптора XIX в.

В галерее экспонируются две работы испанской школы XVII в. Выдающимся произведением является внутренне содержательный, запечатлевший мудрость и жизненный опыт представителя народа «Портрет философа», приписываемый крупному мастеру XVII столетия X. Рибере (ок. 1591—1652).

Реалистическая направленность, правдивая передача окружающей действительности определили своеобразие искусства Фландрии и Голландии XVII—XVIII вв.

В голландском искусстве XVII в. большое развитие получили жанры, связанные с непосредственным воспроизведением жизни: бытовой жанр, портрет, пейзаж и натюрморт. Интерес к реальному миру, стремление поэтически запечатлеть повседневность отразились в полотне Ф. ван Схотена «На кухне», в котором своеобразно сочетаются жанровая картина и натюрморт.

Образным восприятием натуры отличается реалистическое полотно И. К. Дрохслота (1586—-1666) «Деревенский праздник». Выдающейся по своим художественным качествам является картина «Изгнание Агари» талантливого ученика великого Рембрандта С. де Брая (1597—1664). Трактовка библейского сюжета поражает силой реализма, с которой художник передал глубоко жизненную сцену. Тонкой живописью, красотой мягких сочетаний выделяется «Сельский праздник» Я. Брейгеля-младшего (1601—1678). Своеобразным разделом голландской пейзажной живописи были изображения пасущихся стад, животных. Это направление представляет полотно В. У. Вирули (1636—1678) «Бык».

В экспозиции фламандского искусства заметное произведение — прекрасный романтический «Пейзаж с фигурами» А. Говартса (1589—1629), в котором возвышенный, опоэтизированный образ природы обогащают динамичные жанровые изображения, несущие жизненную конкретность. Интересна работа «В таверне» жанриста Ж. Ж. Вергагена (1726—1795), прозванного «горшечником» за умение передавать материальность бытовых предметов.

В экспозиции французского искусства XVII—XIX вв. представлены произведения различных художественных течений. Влияние барокко определяет образный строй характерной для XVII в. мифологической картины «Вакх и Ариадна» А. Куапеля (1661 —1722). Особую, одухотворенную патетику вместили произведения, отразившие научные устремления и открытия французской культуры XVII в. Отзвуком эпохи, когда пытливый человеческий ум активно обращался к познанию мира, является «Натюрморт. Астрономические приборы», исполненный Ф. де ла Гиром (1640—1718). Сдержанный колорит, точно построенная композиция подчеркивают значительность изображенных предметов, символизирующих эпоху научных изысканий.

Поэтичностью, тонким настроением отмечен изящный «Портрет молодой женщины с голубями» неизвестного французского мастера круга Л. M. Ванлоо (1707—1771). Известный пейзажист Ж. Верне (1714—1789) представлен картиной «Озеро», относящейся к позднему периоду творчества художника.

Своеобразная живость и рокайльная утонченность характеризуют небольшую скульптуру К. М. Клодиона (1738—1814) «Сатиресса с маленьким сатиром и мальчиком». Выразительной лепкой отличается полная грации «Фортуна» А. Моро-Вотье (1831—1893), известного мастера декоративнопарковой скульптуры, украшающей Люксембургский и Тюильрийский парки Парижа.

В экспозиции представлены интересные произведения английской, немецкой, датской, бельгийской школ. Широкоизвестным английским живописцем Д. Дау (1781 —1821) исполнен выразительный портрет испанского генерала и государственного деятеля М. Р. Алава. Автором глубокого, несущего обаяние жизни «Женского портрета» является талантливый немецкий портретист Ф. А. Тишбейн (1750—1812).

В экспозицию западноевропейского отдела включено декоративно-прикладное искусство, показаны изделия XVIII—XIX вв. первого в Европе фарфорового предприятия — Мейссенского завода (Германия), Севрской мануфактуры (Франция), венский фарфор XVIII в.

В Тверской областной картинной галерее хранится ценная коллекция художественной мебели, большая коллекция графики русских, советских, западноевропейских мастеров. Многостороннее, высокохудожественное собрание галереи определяет ее значительное место среди художественных музеев страны.

  • andreapol
  • beliy
  • bezeck
  • bologoe
  • kalyazin
  • kashin
  • Kimry
  • konakovo
  • krasniy-holm
  • kuvshinovo
  • lihoslavl
  • nelidovo
  • ostashkov
  • rzev
  • starica
  • toropets
  • visniy-volochek
  • tver